Cамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZ

Новое это хорошо забытое старое

Самосвалами марки Scania сегодня никого не удивишь, сотни таких машин выезжают ежедневно на наши дороги. Поэтому описывать внешность испытываемого самосвала не буду, тем более что два года назад самосвал марки Scania был у нас на испытаниях. Правда, тогда это была машина с колесной формулой 8х4 и полной массой 48 т*, а сейчас мы взяли трехосный самосвал полной массой 39 т. Но несмотря на разную «весовую категорию» и большой временной перерыв в испытаниях, у самосвалов много общего. Они оборудованы одинаковыми силовыми агрегатами и очень похожими 9-ступенчатыми коробками передач. Более того, самосвальные надстройки однотипные, от польской фирмы Hyva.

Такое совпадение не случайно. Компания Scania изготавливает огромное количество разнообразных шасси под самосвальные надстройки, но у отечественных строителей наибольшим уважением пользуются самые тяжелые по исполнению и самые простые по комплектации модели. А при таких условиях выбор агрегатов становится уже не столь широким, поэтому совпадения неизбежны. Что касается самосвальных надстроек, то это как раз тот случай, когда цена изделия полностью соответствует его качеству и кузова Hyva вместе с одноименной гидравликой пользуются устойчивым спросом на нашем рынке, успешно конкурируя с отечественными производителями самосвальных надстроек.

*Испытания самосвала Scania P114CB 8×4 HZ380.

Cамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZ

Но время берет свое, и, сравнивая два автомобиля Scania, отмечаешь, что трехосная машина явно пережила фейслифтинг. У нее другое «выражение лица», с плавными линиями кабины. Впечатление «новизны» усиливается серебряным цветом облицовки радиатора, у дорейсталинговых автомобилей она окрашивалась в цвет кабины. Кстати, верхняя часть решетки радиатора для обслуживания машины теперь поднимается вместе с боковыми «скулами». Ранее эти «скулы» приходилось отводить в стороны отдельно от решетки, что было неудобно.

Техническая составляющая

Автомобиль оснащен шестицилиндровым турбодизелем с интеркуллером мощностью 380 л.с. Это не самый мощный дизель в гамме строительных грузовиков Scania, но у него достаточный крутящий момент на низких оборотах, что позволяет уверенно передвигаться на автомобиле, не переключая лишний раз передачи, особенно на строительных площадках с плохим покрытием или в карьерах с затяжными подъемами. Двигатель оборудован ограничителем образования белого дыма при холодном запуске. Он работает только при задействованном стояночном тормозе и позволяет не только сократить образование дыма на стоянке вокруг машины, но и быстрее прогреть холодный двигатель до рабочей температуры.

Cамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZ

Cамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZ

Коробка передач механическая, 9-ступенчатая, состоящая из основной 4-ступенчатой КП и демультипликатора, увеличивающего количество передач вдвое, плюс одна передача понижающая – «черепаха». Понижающей передачей удобно пользоваться для движения в стесненных условиях строительных площадок или ремонтных боксов. На этой передаче даже при полном нажатии на педаль «газа» автомобиль не разгоняется больше 2,5–3 км/ч. В сложных дорожных условиях водитель может включить на автомобиле блокировки межосевого и межколесного дифференциала, а при движении по асфальтированным дорогам на скорости более 20 км/ч воспользоваться круиз-контролем.

Cамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZ

Тормоза на всех колесах самосвала барабанные, что, безусловно, оправданно на тяжелом строительном грузовике. Есть еще моторный тормоз, который срабатывает автоматически при небольшом нажатии на педаль тормоза. Как показала наша проверка, он эффективен не только при торможении под гору, но и для снижения скорости в обычном режиме. Частое использование моторного тормоза значительно увеличивает срок службы тормозных колодок. Рычаг стояночной тормозной системы теперь расположен на приборной панели намного выше, чем раньше, – почти на уровне руля. В случае опасности им можно пользоваться как аварийным тормозом, потянув рычаг на себя до защелки.

Cамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZ

В соответствии с классом и назначением у грузовика мощная рессорная подвеска всех колес спереди и сзади. Рессорная подвеска, конечно, жестковата, это сказывается на плавности хода автомобиля, особенно порожнего. Но комфортабельность рабочего места водителя обеспечивается полноценной четырехточечной амортизационной подвеской кабины и сиденьем на пневмоподвеске.

Если осмотреть самосвал Scania P 380CB 6×4 EHZ снизу, то обращаешь внимание на детали, имеющие особый запас прочности. Рама автомобиля выполнена из лонжеронов толщиной 17,5 мм, а в наиболее ответственных местах она еще и усилена вставками из металла той же толщины

Впечатляют карданные шарниры автомобиля величиной почти с футбольный мяч.

Cамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZ

Особое мнение

Отличительной чертой и даже определяющим фактором для этого автомобиля в целом может стать такая деталь, как водительское кресло. Замечу: именно кресло, поскольку семантики, вложенной в слово «сиденье», явно недостаточно для правильного определения подобного изделия. Два режима подогрева, поддержка спины с помощью пневмоподушек в области поясницы и под лопатками, полный комплект регулировок положения подушки, спинки и упругости пневмоподвески. Его можно считать кульминационным моментом из всего многообразия водительских сидений, с которыми приходилось сталкиваться до этого, и благодаря не многообразию самих регулировок, а полноте их диапазонов. Это самосвал, причем с осевой нагрузкой, рассчитанной на 15 т, т. е. основным местом его использования будут технологические дороги больших строек. Так что подобное кресло способно вернуть семье и обществу в конце рабочей смены полноценного человека.

Использование пневматического привода для фиксации регулируемой по высоте и наклону рулевой колонки упрощает до минимума регулировку и облегчает посадку в кабину. Главное – не забыть при выходе из кабины нажать маленькую клавишу, отвести рулевую колонку вперед, и только при посадке оцениваешь, насколько это удобно.

Тестировали автомобиль в октябре, когда температура окружающего воздуха была +2 °С, пришлось перевести систему забора воздуха двигателя в положение «зима», и мы отметили такую особенность: когда садишься в автомобиль после длительной стоянки, то чувствуешь, что в кабине сохранилось тепло

Швеция – страна северная и, наверное, теплоизоляции кабины уделено повышенное внимание, но в русскоязычной инструкции мы обнаружили, что вентилятор печки работает даже когда переключатель находится в положении «0». Возможно, система отопления автомобиля оборудована функцией использования остаточного тепла двигателя

На переключателе распределителя тепловых потоков системы отопления есть положение, когда на ноги подается теплый воздух, а на лицо прохладный из системы вентиляции.

Хочется еще отметить конструкцию форсунок стеклоомывателя. На каждой форсунке пять распределенных по всей длине щелевых прорезей, в результате такого «коврового» омывания стекло становится полностью чистым за один цикл работы щеток.

Сбоку автомобиль кажется непропорциональным и растянутым: кабина почти вынесена за переднюю ось, грузовая платформа смещена назад, а между ней и кабиной – огромный просвет, задняя часть автомобиля даже немного осажена вниз. Но, несмотря на подобную «вислозадость», это первый самосвал в нашей практике, у которого объем грузовой платформы идеально соотносится с грузоподъемностью и при этом автоматически достигается точность распределения нагрузки по осям. Отметим еще пару деталей. Входящая в комплект инструмента регулируемая поддерживающая опора для баллонного ключа – незатейливая, но полезная вещь, а в комплект ЗИП входит футляр с двумя комплектами электрических лампочек и отвертка. Этим подчеркивается, что водитель способен кроме управления еще и обслуживать автомобиль.

О любви не говори, о ней всё сказано

Самосвал Scania P 380CB 6×4 EHZ действительно очень сбалансированный автомобиль, в котором в хороших пропорциях сочетаются комфорт, надежность и качество. Единственным его «недостатком» можно считать только высокую стоимость, но с развитием лизинговых схем приобретения автотранспорта даже это, как показывает практика, можно успешно нивелировать, что и подтверждается высоким спросом на подобную технику.

Результаты испытаний по топливной экономичности
Scania P380CB 6×4 ENZ Scania P124CB 8×4 HZ360 «ОС» № 10, 2002 г. МЗКТ-65151 «Волат» «ОС» № 10, 2003 г. КамАЗ-6520-19 Cummins «ГП» № 8, 2005 г.
Масса автомобиля, кг 13 700 39 600 15 300 47 980 16 000 41 000 33 100
Расход топлива, л/100 км, при скорости, км/ч:
  • 50
  • 60
  • 70
  • 80
  • Vmax
19,723,0 26,0 29,8 33,4 27,1 30,5 32,8 37,1 40,7 – 21,0 – 31,7 38,2 – 35,3 – 48,0 – 24,5 27,1 31,2 37,0 43,9 36,2 39,9 45,0 52,0 62,0 29,4 31,3 34,3 38,3 43,5
Максимальная скорость, км/ч 88,0 87,6 97,5 92,0 82,5 80,6 107,9
Расход топлива в ИГД*, л/100 км (при средней скорости движения, км/ч) 31,9 (39,5) 63,1 (34,1) 35,8 (38,3) 74,7 (33,6) 45,4 (37,0) 78,8 (31,8)
Время разгона с места, с:
  • на пути 400 м
  • на пути 1000 м
28,5 52,9 39,8 69,9 – 55,9 – – – – – – – –
Время разгона до 60 км/ч, с 15,6 50,6 41,0
Выбег со скорости 50 км/ч, м 798 1190 1182 790 935 976

*ИГД – имитация городского движения.

Погодные условия при проведении испытаний
Scania P380CB 6×4 ENZ Scania P124CB 8×4 HZ360 МЗКТ 65151
Температура, °С 2…8 21 21
Скорость ветра, м/с 1…4 1…3 1…3
Давление, гПа 991…1000 970 995
Относительная влажность, % 51…82 42 45

Испытания проводились на динамометрической дороге ФГУП НИЦИАМТ в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 20306–90.

Технические характеристики Скания Р380

Самосвал имеет длину 8,75 м, ширину – 2,55 м, высоту – 2,79 м. Расстояние между 1 и 2 мостами составляет 1,94 м, между 2 и 3 – 4,7 м. База задней тележки имеет длину 1,44 м.

Параметры модели Scania Характеристики Scania P380
Вес и габариты снаряженная масса самосвала – 13 610 кг,

масса самосвала с грузом – 39 тонн,

вместимость кузова – 16 м3,

размер передних шин – 385/65 (R22,5),

размер задних шин – 315/65 (R22,5).

Грузоподъемность для трехосной базы – 39 т,

для четырехосной базы – 45 т.

Шасси

·       максимальная нагрузка для передней оси – 9 т;

·       макс. нагрузка для задней тележки – 30 т;

·       расстояние между осями – 3,3 м;

·       грузоподъемность шасси – 24 т;

Передняя подвеска — на рессорах 4X28, задняя – на многолистовых рессорах 10X25/90.

8 дисков 9.00/22.5″, 3 диска 11.75/22.5″,

шины Michelin 385/65 и 315/80.

Тормоза

Scania P380

·       тормоза на пневматическом приводе, прямого действия, на двух контурах, моторный тормоз на автомате;

·       осушитель воздуха, АБС;

·       система регулирования тормозных сил с учетом нагрузки, регулировка зазоров;

·       стояночный тормоз для блокировки обеих осей;

·       задние накладки – 254 мм.

Топливная система

Емкость бака – 500 л. (Материал – алюминий).

Установлена крышка с замком. Топливные фильтры оснащены нагревателем. Отделитель влаги для топлива на шасси.

Cамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZГабариты самосвала Scania P 380CB 6×4

Двигатель

Дизельный 4-тактный двигатель с шестью рядными цилиндрами, 24 клапана на 12 л. Агрегат соответствует эко-нормативам EURO 3. Двигатель Scania дополнен турбонаддувом, охлаждением, системой прямого впрыска. Ограничение по скорости – 85 км/ч.

Большой воздухозаборник рассчитан на использование в неблагоприятных условиях, защищен фильтром. Потребление горючего ограничено 35 литрами на каждые 100 км.

Cамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZДвигатель Scania EURO 3

Коробка передач

9-ступенчатая КПП SCANIA GR905 с 2-хрядным переключением, охладителем масла. Трансмиссия может быть оснащена делителем, демультипликатором, понижающими и задними передачами:

Cамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZКоробка передач Scania P380

  • Передаточное число нижней передачи – 16,42:1.
  • Сцепление защищено от перегрузки. Зависимая коробка отбора мощности.
  • Главная передача Scania P380 оснащена редукторами планетарного типа.

В базовой комплектации самосвала — однодисковое сцепление, ведущие задние мосты с блокировкой колесного и осевого дифференциала.

Модель Скания P380 является самой востребованной среди строительных самосвалов. По комфорту и безопасности машина превосходит немецкую, французскую и российскую спецтехнику. Кабина самосвала оборудована спальным местом, холодильником, кондиционером для долгих поездок.

Устройство самосвала Скания Р380

Самосвалы Scania предназначены для круглосуточной эксплуатации. Машины производятся с 5 вариантами кабин: стандартной, уменьшенной и тремя ночными с местом для отдыха. Базой для самосвала служит усиленная рама лонжеронного типа. Кабина закреплена на основе 4-точечной подвески.

Cамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZ

Кабина

Cамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZСалон самосвала Scania P380

Двухместная кабина Scania из стали, бескапотной компоновки, оснащена русифицированным компьютером, отражающим показания датчиков, и однодневным тахографом. Панель управления самосвалом удобна в использовании.

Эргономичное сидение для водителя работает в 10 режимах, установлено на пневматической подвеске. Амортизатор регулируется по весу. Рабочее место оснащено подогревом, отопительная система управляется вручную. Предусмотрено складное сидение для пассажира.

Устройство кабины Scania P380 имеет ряд преимуществ:

  • безопасность обеспечивают стабилизаторы кабины высокой жесткости, механическая подвеска с 4 блоками, антиблокировочная система;
  • отличный обзор дают наружные широкоугольные ближние зеркала, сферические задние зеркала с подогревом;
  • удобство для водителя – легкая регулировка руля с гидроусилителем, на входе — ступеньки с ковриками из резины, поручни, раскрытие дверей на 90º, люк в крыше;
  • штатные знаки аварийной остановки, аптечка, огнетушитель, ящик для вещей, предусмотрен разъем для магнитолы и проблескового маяка на 12 В.

Cамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZ

Рычаг для подъема кабины самосвала Scania расположен под облицовкой радиатора. На передней оси установлены брызговики. Защиту от солнца обеспечивают козырьки. Ухаживать за лобовым стеклом помогает откидная платформа на бампере.

Электрооборудование самосвала и дополнительные агрегаты

Скания P380 имеет пару аккумуляторов вместимостью 180 А/ч, 24 В, с выключателем. Установлен генератор производительностью 100 А.

На самосвале предусмотрены:

Cамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZГенератор для самосвала Scania P380 производительностью 100 А

  • регулируемые фары дальнего и ближнего освещения;
  • противотуманная фара;
  • задние фонари.

Присутствует осветительное оборудование (блок-фары с усиленной защитой) на козырьке и габариты.

Бампер из стали усилен, оснащен подножками. За кабиной расположено запасное колесо. В наличии имеется компрессор, домкрат на гидравлическом приводе, колпаки и упоры на колеса.

Самосвальный кузов с выгрузкой назад имеет длину 6,3 м, объем V=16 м3. Кузов Scania изготовлен из высокопрочной стали. Его подогрев осуществляется за счет выхлопа. На стенках кузова закреплен тент.

Аспекты эксплуатации

Желание строителей иметь у себя максимально надежный и прочный самосвал понятно. Строительные дороги далеки от идеала, да и квалификация водителей иногда вызывает сомнения. Но погоня за сверхнадежностью имеет свой предел. Мы внимательно проверили технические характеристики нашего подопечного и пришли к неутешительному выводу – высокий запас прочности, заложенный в этот самосвал, на самом деле дает хороший повод для негласного повышения «эффективности» его работы.

Cамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZCамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZ

Как мы уже знаем, полная масса самосвала ограничена 39 т, и по правилам на переднюю ось должно приходится 9 т этой массы, а на два задних моста не более чем по 15 т. Если машину не перегружать, то запаса грузоподъемности мостов хватает с избытком. Это в теории. Мы загружали машину песком, т. е. грузом с изначально высокой плотностью (1,65–1,95 г/см3), строго следя за тем, чтобы не превысить полную массу. Чуть ли не после каждого ковша погрузчика заезжали на весы, и все равно мы «промахнулись» на полтонны! При этом кузов самосвала не был заполнен даже до бортов, и при желании туда можно было подбросить еще пару десятков центнеров.

Загрузив самосвал до полной массы, мы проверили, а как же на практике распределяется эта масса по осям. Оказалось, не лучшим образом: передняя ось осталась недогруженной почти на тонну, а нагрузка на задние оси превысила допустимую. А если бы мы загружали самосвал «на глазок», без взвешивания, как это делается в реальных условиях? Тогда постоянный перегруз задних мостов был бы обеспечен. Решить эту проблему только рекомендациями – не перегружать машину – невозможно, большой объем кузова 16 м3 просто провоцирует грузить автомобиль «с шапкой». И каждый, кто эксплуатирует подобные автомобили, должен решить, что ему важнее: «эффективная» работа самосвалов на износ с постоянными и неизбежными ремонтами ходовой части или длительная беспроблемная эксплуатация недешевых, в общем-то, грузовиков. Если второе, то самосвальный кузов к этому шасси надо подбирать меньшего объема. При этом мы еще не касались правовой стороны вопроса превышения допустимой нагрузки на ось на дорогах общего пользования, ответственность за которое целиком и полностью остается на совести эксплуатационников.

Cамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZ

Тише едешь дальше будешь

Устраивать на этом самосвале «гонки» не получится при всем желании, и не потому, что в кабине на самом видном месте висит предупреждение, понятное и без перевода «Limited speed 85 km/h», а потому, что передаточные числа в трансмиссии автомобиля подобраны для обеспечения максимального ресурса агрегатам, испытывающим большие нагрузки. Поясню на примере. Из 9 возможных передач только две используются на скоростях более 40 км/ч, т. е. в обычных для других автомобилей условиях, а остальные передачи нужны при старте и разгоне в различных дорожных условиях. Такое разнообразие «стартовых» передач совсем не лишнее, когда «за плечами» 25 т груза, а в активе только 380 «лошадок». Иной раз переберешь все передачи по очереди, пока груженый автомобиль выйдет на крейсерскую скорость. Конечно, такой перебор передач утомителен для водителя, особенно в городе, где приходится тормозить почти перед каждым светофором, а потом снова разгоняться. Зато при разгонах с «перебором» трансмиссия автомобиля, а особенно сцепление не испытывает пиковых нагрузок и служит достаточно долго. Чтобы лихим гонщикам неповадно было надрывать машину и ускорять старты с помощью раскрутки двигателя, система защиты сцепления от перегрузки не дает включиться следующей передаче при оборотах двигателя более 1800 мин–1.

Cамосвал Scania P380Самосвал Scania P380 CB8X4EHZ

Техническая характеристика самосвала Scania P 380CB 6×4 EHZ
Колесная формула 6х4
Снаряженная масса, кг 13 610
Полная масса, кг 39 000
Грузоподъемность, кг 25 390
Вместимость кузова, геометрическая м3 16
Двигатель: Scania DC11 09 380, дизель с турбонаддувом и интеркуллером, I6, 4-тактный, Euro 310 640380 при 1900 мин–11800 при 1100…1300 мин–1
Коробка передач GR 905, механическая 9
Шины передних колес Michelin 385/65 R22,5
Шины задних колес Michelin 315/80 R22,5
Максимальная скорость с электронным ограничителем, км/ч 85

Все сказанное совсем не означает, что автомобиль на дороге ведет себя как большая и неповоротливая «черепаха». Даже на груженом автомобиле можно не выпадать из плотного городского потока и получать удовольствие от вождения. Просто от водителя потребуется более точная и аккуратная работа с передачами. Но если он случайно ошибется, электроника не даст «загубить» автомобиль, вовремя корректируя действия водителя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: